За рамками уроков...

Этот блог создан для моих учеников. Называется он "За рамками уроков..." Почему именно так?
Программа по литературе (какой класс мы бы ни взяли) предполагает непозволительно мало уроков в неделю. Со мной согласятся учителя литературы. Вот и получается: "Мы проходили Пушкина, Фета, Достоевского ...". Прошли, пробежали, пролетели... Успели задуматься, поразмышлять, отметить важное для себя? Смогли почувствовать очарование от стихотворения? Удивиться точно построенной фразе? Заметить легкость слов, а за этой лёгкостью гениальность художника? ...Этот блог для тех, кто не заканчивает знакомство с литературой на уроке. Для тех, кто не ограничивает круг своего чтения школьным списком литературы. Для тех, кто приходит на урок не за оценкой... Этот блог для всех, кому он понравится, покажется полезным, для вас, мои друзья...

И. С. Тургенев


И. С. Тургенев и музыка
"...Для меня - музыкальные наслаждения выше всех других," -
писал  И.С. Тургенев. Музыка присутствует во многих произведениях писателя. Если вам интересна эта тема, то с материалами можно познакомиться здесь





Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
«Человека не может не занимать природа…», –
как правильно заметил И. С. Тургенев.

Связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” –
мы ощущаем постоянно на протяжении
всей жизни: она и в смене времён года,
и в строгой последовательности
периодов человеческой жизни… и во влиянии
на физическое и психическое состояние человека.
    Природу мы ощущаем и в особой гармонии
музыкальных звуков, и в неповторимом
колорите живописных полотен,
и в лирических описаниях художников слова.

Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её,
раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.
Очень часто когда мы читаем книгу, мы пропускаем
«пейзажные»  страницы, нас больше занимает сюжет,
мы стремимся побыстрее узнать: «А что же дальше?»
Становясь опытным читателем,
неожиданно для самих себя, в описаниях пейзажа,
которые еще совсем недавно старались
пропустить, мы открываем вдруг бездну смысла...

Мы замечаем, что трагическое одиночество
Владимира Дубровского, потерявшего единственного
близкого человека – отца, подчёркивается
опадающими осенними листьями,
поодиночке плывущими по течению ручья.

Или описание высокого, чистого неба над умирающим
Андреем Болконским, неба, которое помогло ему понять
ничтожность его прежних мечтаний о славе, о власти
над людьми и истинную ценность
простой человеческой жизни...
Не сразу приходит понимание
гениальных строк Ф.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вот об этом – о языке природы,
о её проникновении
в жизнь человека и о том,
как это отразилось в романе
И. С. Тургенева «Отцы и дети» –
этот материал… 

 

 

Интересное

Очерк из книги П. Вайля и А. Гениса "Родная речь. Уроки Изящной словесности" поможет вам при подготовке домашнего задания. И не только. Очень интересные очерки этих авторов привлекут внимание тех, кто любит русскую литературу. О романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" вы можете прочитать здесь

Уроки по роману И. С. Тургенева "отцы и дети"

Дорогие друзья, вы можете познакомиться с планированием уроков по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети" здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий